Арт-проект:
Резиденция соберет группу художников-исследователей, которые займутся переработкой истории Переделкино и пересборкой традиционных нарративов
Куратор
Арт-проект
Иван Исаев, куратор Мастерских Музея современного искусства «Гараж»

Мне интересно собрать группу художников-исследователей, которые займутся переработкой истории Переделкино и пересборкой традиционных нарративов истории этого места как гнездилища выдающихся людей в пользу менее очевидных сюжетных линий, скрытых противостояний, призракологии власти, биографической коинсидентальности (в том числе, возможно, фиктивно сконструированной) и (вне)временных параллелей. Одна из целей работы группы - сбор материала, который позволит каждому художнику развить завязку исследования в полноценный выставочный проект, который может быть реализован в течение года в Переделкино, частично сформировав программу пространства на будущий сезон.
В этих проектах также может быть воплощен потенциал взаимодействия художников, культурных работников других направлений, и сообщества местных жителей - знакомство и начало общения с которыми планируется провести во время резиденции.

Участники проекта - Чингиз Айдаров, Ирина Бутковская, Саша Мороз, Карина Садреева-Нуриева, Анна Сопова и Антанас Яциневичус.
Арт-проект
Куратор Никита Нечаев
Сегодня Переделкино представляется культовым и утраченным местом с насыщенным наследием, обращение к которому может происходить через множество исследовательских и художественных аппаратов и точек интереса. Мифологизированный нарратив об идиллической и трагичной истории эпицентра советской работы со словом может быть нюансирован через восстановление невидимых сюжетов, руинированных образов последних лет, равно как и самого процесса литературной и художественной работы в этом месте. На основе истории и практик трансмедиального исследования, медиапоэзии, работы с теорией феминизма и телесности в контексте новейших технологий и сред, могут быть разработаны новые стратегии и языки, помогающие обратиться к Переделкино через формирующиеся коллективности — так становится возможным воображение новых миров, пересобирающих историю городка писателей в открытые сюжеты, направленные к будущему.
Подробнее
Анна Сопова и Антанас Яциневичюс
Исследование архивов, работа с записями сделанными органами слежки. Проект будет представлять собой инсталляцию включающую в себя скульптурные объекты и звук.

Саша Мороз
Связь поколений, например, Пастернак и Чуковский - Битов и Нилин, это разные ландшафты и характер работы с формой. И точки зрения в буквальном смысле другие. Хочу собрать каркас художественно-литературных форм, которые покажутся важными, и просеять через свою технику - на плечах у гигантов создать современный поэтический текст. Я работаю с site-specific literature, использую формальный подход концептуалистов. Пишу чувственную, аффектированную поэзию и тексты // применяю визуальные поэтические практики, апроприацию и blackout poetry. Последние стихи можно почитать здесь - https://syg.ma/@galina-1/sasha-moroz-posviashchaietsia-momo
Карина Садреева-Нуриева
Исследование растительного мира Переделкино и отношений между растениями и писателями, местным населением; садоводство в жизни писателей, оставшиеся на их участках растения, которые, возможно, были высажены ими и пережили их; сравнение растений на участках и на могилах. Флора как свидетельница, соучастница и спутница.
Ирина Бутковская
История дачи насчитывает уже около 300 лет. И всё это время дача нас спасала – помогала приспособиться к политическим реалиям, изобретать. Дача, одновременно, – место проживания, отдыха и «пропитания», (а также!) пространство для воображения, место где возможна репетиция освобождения. Я бы хотела создать такое пространство, где каждый мог бы найти свои точки соприкосновения и силы для близости/отдаления. Через текст, через интонации, через заботу. Следуя за Корнеем Чуковским, я предлагаю практики вечернего заботливого чтения перед сном. Коллективное чтение-слушание в противовес чтению «про себя» и «для себя». Чтение вслух – это особая читательская практика. В создании произведения (его озвучивания) все равны. Помимо практики чтения, возможна организация костра (за 10 шишек, как у Чуковского); пленэра, сбора ягод/сделать заготовки. Также, хочется уделить внимание, исследовать как происходило распределение участков, дач и, возможно, противопоставить такое распределение капиталу.

«Я узнала, что бывают вечерние и ночные птицы, мои сны заполняли летучие мыши, филины, совы, неясыти, выпавшие из гнезда и утонувшие в ведре. Плакучая ива обнимала меня гладкими листьями, укрытие встречало влажной прохладой меня и слепого котенка, я прятала его под платьем, и он прижимался к моей груди. Я чуть было не исчезала, почти растворялась меж стеной и плющом. Превращалась в паука, сенокосца, сороконожку, ежа, во все что угодно, даже в божью коровку»

Чингиз Айдаров
Планирую вступить в диалог с местностью и его обитателями посредством своей практики; "набег" ("набег" это интервенции в пространстве, на всех уровнях: на физическом, ментальном, если хотите. В общем, во всех измерениях. Для меня лично: "набег" - означает легко проникать и так же легко уходить, то есть как бы пересекать разные границы, какие только есть. Это площадка для моих всевозможных исследований и экспериментов с формой, содержанием, сознанием.) Через переработку забытых и ненужных книг и журналов используя технику коллажа, в библиотеке Переделкино и в чулане при библиотеке. В контексте старого и нового времени места.
Глеб Солнцев
Планирую заняться сбором и анализом ключевых моментов относящихся к формированию данного кластера с его многоэтажной историей. Наметить связующие нити и темпоральные лифты. Провести параллели через наиболее подходящие для такой задачи медиа. И на их основе сделать цветозвуковой портрет этого места используя записи, аудио и видео контент. Тем самым создав капсулу и портрет места.
Куратор Никита Нечаев
Сегодня Переделкино представляется культовым и утраченным местом с насыщенным наследием, обращение к которому может происходить через множество исследовательских и художественных аппаратов и точек интереса. Мифологизированный нарратив об идиллической и трагичной истории эпицентра советской работы со словом может быть нюансирован через восстановление невидимых сюжетов, руинированных образов последних лет, равно как и самого процесса литературной и художественной работы в этом месте. На основе истории и практик трансмедиального исследования, медиапоэзии, работы с теорией феминизма и телесности в контексте новейших технологий и сред, могут быть разработаны новые стратегии и языки, помогающие обратиться к Переделкино через формирующиеся коллективности — так становится возможным воображение новых миров, пересобирающих историю городка писателей в открытые сюжеты, направленные к будущему.

Никита Нечаев

Куратор исследований Garage Digital — программы поддержки художников и исследователей, работающих с новыми медиа и технологиями в Музее современного искусства «Гараж». Нечаев входил в состав рабочей группы проекта "IAM" (Музей современного искусства «Гараж»), является членом жюри грантовой программы Garage Digital. Курировал программу по видеоиграм в художественных практиках в рамках публичной программы выставки «Грядущий мир: экология как новая политика 2030-2100». В настоящее время обучается в международной школе New Centre for Research & Practice. Писал для сайта aroundart.org, принимает участие в самоорганизованных инициативах, таких как "Dungeons&Stuff", "Работай Больше! Отдыхай Больше!"
Сама по себе резиденция современных творческих деятелей в Переделкино — это вобщем-то уже спектакль. И первый конфликт с местом, кажется, темпоральный. Мы, перегруженные изоляционными онлайнами, будем пытаться подключиться к местам и временам, где повседневные практики и работа проходили совсем в другом ритме. Тексты — более надежный проводник, чем материальная среда, которая подверглась времени и реконструкции, но и с ними произошли изменения, деформированные нашей оптикой. Интересно рассмотреть эту многослойную трансформацию смещения политических и чувственных фреймов. Возможно, понадобятся трансмедиальные магические акты для проникновения сквозь них.


Екатерина Августеняк

Драматург, художница, режиссёр, занимаюсь исследованием перформативных возможностей языка и разных медиа. Участница Любимовки '18-19, резидент Практики Постдраматурга, финалистка NOVA ART 2019, http://ekaterinaavgustenyak.art

Ключевые работы:
Опус ДНК http://ekaterinaavgustenyak.art/opus_dna Случайность http://ekaterinaavgustenyak.art/random Серия когнитивных перформансов http://ekaterinaavgustenyak.art/remains Производство текста http://ekaterinaavgustenyak.art/text_factory

Летопись в пространстве под черновым названием «Переделки». Экспериментальная пьеса в формате поэтических диалогов о проживании памяти и присваивании опыта предыдущих поколений. Диалоги будут рождаться на поле между теми, кто жил и работал в «Переделкино» и теми, кто приехал на резиденцию. Исследование концентрируется на механизме памяти места. Что остаётся от писателей, когда они уходят и на их место приходят другие? Работа с поиском нового слова через переработку слов прошлого. Изучение реальности авторов, которые некогда жили, с реальностью текущей – что изменилось за время их не-бытия. Эта летопись предполагает изучение «погодных» условий создания текста: из чего он рождается и как зависит от физического присутствия автора в определённом пространстве. По концепции планируется работа с памятью пространства через исследование места: посёлка, домов, природы и словесных артефактов (вывески, надписи на заборах, брошюры в музеях и пр.), а также с произведениями нескольких авторов, которые жили и работали в «Переделкино» (ориентировочная выборка: Римма Казакова, Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Мариэтта Шагинян). Параллельно будет осуществлён ресёрч текстов писем и других документов поэтов и писателей, датированных тем же периодом, что и резиденция (например, 17 августа 1963 г.). Также будет проведена работа с документальными материалами участников резиденции: вербатимами и текстовыми материалами, которые они привезут с собой или создадут по запросу на месте (автописьма, дневники, заметки). Посмотрим, так ли уж сильно отличаются наши летописи.


Ольга Казакова

Драматургиня, которая окончила продюсерский факультет ГИТИСа. Пишу пьесы и инсценировки, преподаю литературу и практикую писательское менторство – объясняю, что писать может каждый. За последние десять лет много где работала, но только в 2019 году, окончательно остановившись на драматургии, стала заниматься тем, от чего приятно горят руки.

Ключевые работы:
Спектакли «Сказ о том, как монах-хипстер по Кругу ходил», «Вот Иф» и «Купание запрещено» (режиссёр всех проектов – Катя Ганюшина)
Made on
Tilda