Предлагаем участникам фестиваля снова испытать экзаменационный мандраж, вспомнить все и без подсказок, ответить развернуто, с примерами и цитатами. Совместно с Arzamas.academy мы подготовили материалы для подготовки к экзаменационным билетам.
Успешно сдавшие экзамен участники получат пять годовых и пять полугодовых подписок на Радио Arzamas – мобильное аудиоприложение, с которым лекции, подкасты и материалы удобно слушать дома, в пробке и в космосе.
Все участники экзамена получат промокод на скидку 25% на все подписки Arzamas.
1
«Слово о полку Игореве» как национальный эпос. История обнаружения. Исторический контекст описываемых событий. Проблема авторства. Сюжет, композиция, образы героев. Средства художественной выразительности.
2
Жанр оды в русской литературе XVIII в. Понятие одического канона. Религиозно-философские оды М.В. Ломоносова
3
Новаторство прозы А.П. Чехова (на примере 3-4 произведений)
4
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Проблематика, система образов. Смысловое единство двух сюжетных планов (Каренина и Левин). Смысл эпиграфа.
5
Акмеизм. История. Эстетика. Представители и их творчество.
6
Литература русского «авангарда» 1910-х-1930-х гг. История. Эстетика. Представители.
7
Драматургия Д.И. Фонвизина.. «Недоросль» как классицистическая комедия. Жанровые композиционные особенности.
8
Сентиментализм в русской литературе конца XVIII века. Жанр повести в литературе русского сентиментализма. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.
9
Поэзия и проза М. И. Цветаевой.
10
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: классицистические традиции и их переосмысление, особенности конфликта, система образов, смысл заглавия.
11
Жизнь и творчество В. В. Маяковского.
12
Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Жанрова специфика. Композиция. Образ автора. Онегинская строфа.
13
Проза М. М. Зощенко и проблема изображения человека в русской сатире советского периода.
14
«Записки охотника» И.С. Тургенева как художественное целое: циклообразующие принципы. Образы крестьян. Лирическое и обличительное в сборнике.
15
Драматургия Н.В. Гоголя. Специфика сатиры в комедии «Ревизор».
16
Литература русского зарубежья (1920-е-1980-е гг.). История, имена, произведения.
17
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Композиция, жанровые черты, функции несоответствия фабулы и сюжета, проблематика, образ главного героя.
18
Особенности литературы «оттепели» (1950-1960-е гг.). Концепция общественных ценностей и её воплощение в литературе.
19
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и проблема «большого стиля» в советской литературе.
20
Повесть А. П. Платонова «Котлован» и антиутопические темы в русской литературе.
Лекции филолога Екатерины Ляминой о том, чем на самом деле занимались дворяне в первой половине XIX века, а также тест с литературными персонажами и их профессиями
Екатерина Лямина и Александр Осповат — о том, как Пушкин, Державин, Крылов и другие поэты говорили о политическом в стихах — и как их стихи отражались в политике
Инструкции по написанию «Евгения Онегина», романов Достоевского и рассказов Чехова, а также лекции Игоря Пильщикова о том, почему мы не понимаем классиков
Курс Мариэтты Чудаковой — о том, по каким правилам стала жить литература после революции, как в ней появились новые сюжеты, жанры и герои и что делали писатели, чтобы выжить — и остаться писателями
Прошлое, утопия и глупость, а также обыватели, интеллектуалы и супергерои в произведениях Платонова, Хармса, Зощенко, Бабеля, Олеши, Мандельштама, Пастернака и других писателей, которые создавали советскую литературу
Как Ильф и Петров сделали великого комбинатора из «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» настолько обаятельным, что критики простили ему абсолютную несоветскость
Аудиолекции Мариэтты Чудаковой о «Мастере и Маргарите», игра в персонажей Булгакова, а также удивительная статистика, рекомендации фильмов и рассказов и другие материалы о русском классике
Был ли Ерофеев настоящим писателем, как он работал, кто были его друзья и читатели, что он хотел сказать в «Москве — Петушках» и правда ли все то, что там случилось
Филолог Марк Липовецкий — о том, как мир Стругацких превращался из коммунистической утопии в пространство, наделенное собственным разумом, а главный герой-прогрессор из романтика — в критика просвещения