Дом Творчества Писателей Переделкино и проект «Сказки на дому» соберёт создателей сказок для дискуссии о новых задачах, новой философии, новых этических нормах сказочных пространств, об их значении для воспитания следующего, «экологичного» поколения.

Вместе со специалистами по фольклору, психологии, философии участники конференции обсудят, как научиться создавать сказки, которые изменят потребительское отношение к природе как к «золотой рыбке», выполняющей прихоти человека. Среди центральных тем «Конференции сказочников» - вопросы новой этики, трансформация сказочных архетипов и практическая реализация новых сказочных сценариев.

А также с 19 декабря в Доме творчества начнётся подготовка выставки «Путь героя», посвященной этапам пути сказочного героя — системе, на основе которой создаются не только сами сказки, но и большие литературные формы, киносценарии, графические романы. Куратор выставки Софья Аршинова вместе с художником Варварой Чельцовой воссоздадут все этапы этого маршрута.

Программа конференции
19 декабря и 20 декабря
Инна Веселова
фольклорист, социальный антрополог

Подробнее о теме лекции
Никита Петров
фольклорист, социальный антрополог

Подробнее о теме лекции
Варвара Добровольская
фольклорист

Подробнее о теме лекции
Артем Максимов
клинический психолог, психотерапевт

Подробнее о теме лекции
Ольга Христофорова
социальный антрополог

Подробнее о теме лекции
Марина Новикова-Грунд
психолог, психолингвист

Подробнее о теме лекции
Дискуссия
Круглый стол
19 декабря
18:30
«Кого воспитывает сказка? Влияют ли сказки на формирования моделей поведения детей и чему на самом деле учат? Новый манифест сказочников».

Участники:
Татьяна Гетман - куратор специальных проектов Третьяковской галереи, куратор выставки "Русская сказка: от Васнецова и до сих пор",
Наталья Петрова - научный сотрудник Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета,
Варвара Добровольская - заведующая Сектором нематериального культурного наследия Государственного российского дома народного творчества им. В.Д. Поленова.

Предполагается участие представителей издательств «Самокат», «CLEVER», «Редкая птица». Модератор круглого стола: Никита Петров – заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС

Если вам интересно принять участие в Круглом столе, ждём вашего письма на pro-peredelkino@yandex.ru.

Круглый стол
20 декабря
18:30
«Может ли сказка исцелять? Архетипические фольклорные модели и терапевтические основы сказочного повествования».

Участники:
Марина Новикова-Грунд - психолог и психолингвист, разработчик курсов по семиотическому пониманию текста,
Иосиф Зислин - специалист в области клинической психиатрии, антропологии и психиатрии, Артем Максимов – клинический психолог, психотерапевт,
Никита Петров – фольклорист, социальный антрополог.

Модератор круглого стола: Ольга Христофорова – директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.

Если вам интересно принять участие, ждём вашего письма по адресу pro-peredelkino@yandex.ru.
Варвара Добровольская
Русская фольклорная сказка в XXI веке
Рассказывая сказку, русский человек не задумывался о том, что должен воспитать в своих слушателях представления о добре и зле, научить их правилам поведения и принципам взаимодействия в коллективе, Все это безусловно содержится в сказке, но отнюдь не преобладает в ней. Не думал рассказчик и о мифологии, следы которой сказка сохранила. Его единственной целью было желание развеселить своих слушателей, увлечь их в таинственный мир волшебства, рассмешить необычными поступками героев, показать пороки и добродетели человека.
Жизнь менялась, появились другие способы развлечения, и сказка стала уходящей натурой. Ее стали путать с другими жанрами, где тоже было много чудесного и таинственного. Ее запрещали и защищали, боролись за аутентичность и за сказочный канон. А она исчезала и в XXI веке услышать
сказочника необычайная редкость.
О том, какие сказки рассказывают в наше время, какие сюжеты и образы привлекают современных слушателей, что хотят от сказки сказочники нашего времени – на эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей лекции.
Инна Веселова
Выбор между трикстером и героем: из сказочного перформанса в жизнь
Рассказывание сказок – актуальный символический навык в нашем обществе: их сочиняют и читают на ночь детям. Ассортимент сказок разнообразен: можно читать «золотой канон», составленный еще в XIX веке Ушинским, вспоминать слышанные в детстве истории или сочинять ежевечерние приключения с участием в качестве персонажей заинтересованных слушателей. Чтобы взрослые ни рассказывали детям, они делятся известными им способами действовать в мире. «Добрым молодцам урок» состоит, в частности, в том, что каждый тип сказочного сюжета (кумулятивный, трикстерский и волшебный) соотносится с типами поведения. Узнавание иерархий и правил – удел «простых» кумулятивных сюжетов. Усвоение «тактик слабых», известных способов нарушать правила ради своей выгоды – неизбежный этап трикстерства. Уровня «сильных» можно достичь при помощи умения преодолевать соблазн корысти и «открытого сопротивления», примеры которых можно
найти в волшебных сказках.
Никита Петров
На лекции поговорим о жанровых моделях сказки, былины и мифологического рассказа, разберем, что такое указатели фольклорных сюжетов. Через механики анализа сказки В. Проппа и А.Ж. Греймаса инструментарий фольклористики распространился на разные формы искусства – театр, кинематограф и литературные произведения, а исследователи стали видеть похожий набор структур в столь разных типах практик. Другие жанры – героический эпос и мифологические рассказы о встрече с потусторонним (былички) используют несколько другие механизмы, которые часто используются в современных формах искусства. Помимо моделей фольклорных жанров узнаем о том, как фольклористы считывают разные сказки и мифы, сколько всего сюжетов есть в мировом фольклоре, и как указатели сюжетов очень быстро позволяют найти тот или иной сюжет.
Артем Максимов
Сказка как явление культуры универсальна, и известна буквально всем народам. И всем нам с детства. Она развлекает, воспитывает, высмеивает, успокаивает, и вообще служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого человека, или же наоборот - осознания своих собственных чувств через окружающих. Но не так просто увидеть в сказке способ психотерапевтического воздействия. Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Правильно подобранный или самостоятельно сочинённый сюжет для человека может быть столь же эффективным, как и психологическая консультация, и дать очень многое в понимании собственных проблем и нахождении выхода из них.
Марина Новикова-Грунд
Пуговичный эксперимент: «Морфология волшебной сказки», семишаговая структура произвольных сюжетов и прокрастинация как эквивалент печали Ивана-дурака. В спонтанных текстах людей, написанных на тему «Одно из ярких воспоминаний моего детства», обнаружились необъяснимые сюжетные совпадения. Эксперимент, проведённый с целью наблюдения за процессом спонтанного порождения сюжета, показал, что его участники постоянно порождали одну и ту же семишаговую сюжетную структуру, которая гомоморфно совпадала с пропповским описанием волшебной сказки. В докладе даётся экзистенциальная интерпретация этого совпадения и рассматривается структурное место прокрастинации в любом произвольном сюжете.
Ольга Христофорова
В лекции речь пойдет о преломлении архетипического «пути героя» в разных культурных текстах. Отталкиваясь от понимания сказочных сюжетов Проппом, мы поговорим о синтагматической и парадигматической структуре мифа по Леви-Стросу и Кэмпбеллу. Сосредоточившись на «инициационном мифе» как разновидности мифологических сюжетов, мы посмотрим, как он «разворачивается» в вербальных текстах и ритуальных перформансах. Особое внимание будет уделено автобиографиям сибирских шаманов, в которых ритуальные и вербальные экспликации представлены в сложном единстве.
Программа чтений
Онлайн-чтения проекта «Сказки на дому»
Григорий Служитель
Актёр, писатель, автор романа «Дни Савелия»
Прочитает сказку «Ёжик и Медвежонок» Сергея Козлова
19 декабря
13:00
Евгения Борзых
Певица, автор, актриса. Вокалистка группы «Самое большое простое число»
Прочитает «Сказки для простодушных»
19 декабря
14:00
Мириам Сехон
Актриса театра и кино, вокалистка групп Race to Space, Green Point Orchestra и ВИА «Татьяна»
Прочитает русскую народную сказку «Иван Быкович»
19 декабря
15:00
Варвара Чиркина
Певица
Прочитает сказку Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»
20 декабря
13:00
Екатерина Кудринская
Актриса
Прочитает сказку Туве Янссон «Муми-Троль и комета»
20 декабря
14:00
Мария Шалаева
Актриса
Прочитает сказку Корнея Чуковского «Бибигон»
20 декабря
15:00
Выставка «Путь Героя»
Куратор Софья Аршинова и художник Варвара Чельцова воссоздадут в пространстве Дома Творчества Переделкино «Путь героя» - пошаговое погружение в ткань сказочного повествования. Этап за этапом мы изучим сказочную систему, описанную Проппом, Воглером и Кемпбеллом в научных трудах, посвящённых морфологии сказочного пути. По этой системе мы пройдём из обыденного мира в мир преодолений и испытаний, где в «Сокрытой пещере» ждёт погружение в мир теней. Подготовка выставки начнётся с 19 декабря, и зрители смогут пройти ее шаг за шагом онлайн, а после снятия ограничений - на площадке Дома Творчества

Подробнее о выставке
Путь героя
Все сюжеты состоят из нескольких универсальных структурных элементов, встречающихся повсеместно — в мифологии, сказках, снах и фильмах.
Одной из самых популярных теорий о том, из каких именно узловых событий строятся истории, которые мы рассказываем друг другу, является концепция мономифа
Д. Кэмпбелла, который, в свою очередь, вдох- новлялся «Морфологией волшебной сказки» В. Проппа — самым известным исследованием фольклористики XX века. Вслед за исследователями американский продюсер К. Воглер сформулировал практическое руководство
по созданию сценариев — настольную книгу для начинающих писателей.
В инсталляции, вооружившись теориями В. Проппа, Д. Кэмпбелла и К. Воглера, мы вместе с художницей Варварой Чельцовой трансформировали Дом творчества «Переделкино» в метафору пути героя. Каждому пространству дана особенная роль: ориентируясь
на специфику архитектуры, мы разделили дом на 8 узловых событий.
Так, фасад здания становится призывом к странствиям, лестница — порогом между обыденным и сказочным миром, а актовый зал — местом главного испытания. Работы художницы, притворяющиеся наивными и детскими, при ближайшем рассмотрении вбирают в себя целую вселенную смыслов и взаимоотношений героев — как и сказки, которые нам читали перед сном. Населенный добрыми животными и хитрыми монстрами, воображаемый мир Вари Чельцовой возбуждает любопытство и интерес к неизведанному, затягивая в удивительное пространство сновидений и тайн, которые надо раскрыть.

Софья Аршинова, куратор
Экскурсия в сказку
Специальное театрализованное событие в рамках Конференции сказочников для юных участников
Детям предстоит изучить тайные тропы Переделкино, познакомиться с его чуднЫми жителями, освоить сказочные языки, расколдовать одного невезучего лиса, и, вдохновившись по полной, написать свою первую сказку, как самые настоящие серьезные писатели. Одевайтесь теплее и готовьтесь удивляться!

Расписание сеансов:
19 и 20 декабря
12:00, 13:00, 14:00, 15:00

Для детей от 6 до 10 лет
Продолжительность: 30 мин

РЕГИСТРАЦИЯ НА ЭКСКУРСИЮ

Трансляция конференции
Книжная полка
Книги, которые посоветовали почитать наши специалисты
Made on
Tilda