Владимир Аристов, Николай Байтов, Мария Малиновская и другие авторы прочтут как ранее опубликованные в «Носороге», так и совсем новые тексты.
Чешская писательница Милена Славицка и филолог Мария Нестеренко обсудят сборник рассказов Славицкой «Она», в котором главными героинями становятся второстепенные женские персонажи из произведений знаменитых писателей-мужчин. Филолог Юрий Куликов прочтёт лекцию о том, почему роман шотландского писателя Джеймса Хогга «Тайная исповедь и мемуары оправданного грешника» (1824), почти не замеченный современниками и вскоре забытый, получил второе рождение в XX веке. История мучимого раздвоением личности серийного убийцы снискала многих восторженных поклонников, включая Андре Жида и Ирвина Уэлша. Искусствовед Борис Клюшников расскажет о книге Джорджо Агамбена «Пульчинелла, или Развлечения для детей» и раскроет политический смысл фигуры Пульчинеллы в свете центрального для философии Агамбена понятия homo sacer.
Поэтесса Александра Цибуля прочтёт лекцию «Фергана Шамшада Абдуллаева: законы грезящегося локуса» — о родном городе Абдуллаева и поэтике его прозы, а сразу после лекции Александра проведёт на территории городка писателей дрейф «Путешествие во внутреннюю Фергану». День «Носорога» в Доме творчества завершится музыкальным перформансом филолога Дмитрия Бреслера и композитора Кирилла Широкова по мотивам романа Андрея Николева «По ту сторону Тулы».
Весь день: в библиотеке можно будет посмотреть картину Кирилла Гаршина «День рождения» с обложки первого номера «Носорога» и купить не только популярные, но и редкие книги и журналы из запасов издательства, мерч, а также держатели для книг, изготовленные скульптором Александром Повзнером.
12:30 — 13:30, фойе второго этажа
Лекция Бориса Клюшникова о книге Джорджо Агамбена «Пульчинелла, или Развлечения для детей».
В лекции речь пойдёт о политическом смысле фигуры Пульчинеллы и её связи с центральным для философии Агамбена понятием homo sacer.
Борис Клюшников — искусствовед, философ, преподаватель теории современного искусства.
13:45 — 15:15, пруд
Поэтические чтения авторов «Носорога». Принимают участие авторы разных номеров журнала «Носорог».
Владимир Аристов
Иван Ахметьев
Николай Байтов
Вадим Банников
Мария Малиновская
Татьяна Нешумова
Андрей Сен-Сеньков
Екатерина Соколова
Ирина Шостаковская
15:30 — 16:45, фойе второго этажа
Презентация книги Милены Славицкой «Она».
Большинство произведений, входящих в «золотой фонд» классики, написаны мужчинами. Мы видим мир с их точки зрения. Женщины сопровождают героев-мужчин на их жизненном пути: матери, сестры, жены, любовницы. Но что чувствуют эти статистки большой литературы? О чем могли бы рассказать они?
«Она» Милены Славицкой — это сборник рассказов, в которых главными героинями становятся второстепенные женские персонажи из произведений знаменитых писателей-мужчин.
На презентации мы поговорим о книге, обсудим ее с читателями и автором, которая будет с нами по zoom’у.
Ведущая Мария Нестеренко — PhD, филолог, автор книги о женщинах в русской литературе XIX века «Розы без шипов».
Милена Славицка — чешская писательница и искусствоведка, издательница журнала по современному искусству «Výtvarné umění».
16:15 — 17:45, пруд и территория
Лекция Александры Цибули «Фергана Шамшада Абдуллаева: законы грезящегося локуса».
«Путешествие во внутреннюю Фергану»: дрейф по территории писательского городка (по мотивам книги Шамшада Абдуллаева «Другой юг»). Куратор Александра Цибуля — поэтесса, литературный критик, лауреат премии Аркадия Драгомощенко (2015).
В текстах Шамшада Абдуллаева есть постоянные локусы. Мы не можем с точностью сказать, имеют ли они прямое отношение к привычной местности говорящего или это пространство, которое ему грезится. Мы поговорим о внутренних законах этого места и о стратегиях построения текста. Лекция завершится дрейфом по территории писательской резиденции, в ходе которого участники будут искать рифмы между локусами абдуллаевского «Другого юга» и почти неприметными местами существующего ландшафта.
18:00 — 19:00, фойе второго этажа
Лекция Юрия Куликова «Шотландский пастух, Пётр I и Зигмунд Фрейд. Об одном очень странном готическом романе» — о книге Джеймса Хогга «Тайная исповедь и мемуары оправданного грешника», готовящейся к изданию в «Носороге» (в переводе Ирины Борисовой под редакцией Валерия Нугатова).
В 1824 году в свет вышел роман шотландского писателя Джеймса Хогга «Тайная исповедь и мемуары оправданного грешника». История мучимого раздвоением личности серийного убийцы получила неплохие отзывы критиков, но много шума точно не наделала — уже во второй половине XIX века Хогг был прочно забытым автором. ХХ век, однако, открыл его заново, и восторженными поклонниками этой книги себя называли такие непохожие писатели, как Андре Жид и Ирвин Уэлш. Почему «Исповедь» осталась почти незамеченной современниками и что делает её такой остро современной? Как Хогг повлиял на развитие жанра ужасов? И какие отношения связывали главного героя романа с императором Петром Алексеевичем?
Юрий Куликов — филолог, преподаватель РУДН.
19:15 — 20:00, площадка перед Домом Творчества
Музыкальный перформанс Дмитрия Бреслера и Кирилла Широкова по мотивам романа Андрея Николева «По ту сторону Тулы».
Писатель Андрей Николев-Егунов был меломаном и музыкантом-любителем, а его роман «По ту сторону Тулы» содержит множество отсылок к операм, опереттам, романсам, частушкам и другим музыкальным произведениям. Музыкален и сам стиль романа, явно тяготеющего к звуковой выразительности. В ходе совместной импровизации филолог Дмитрий Бреслер и композитор-минималист Кирилл Широков представят музыкальное прочтение нескольких эпизодов романа.
Дмитрий Бреслер — филолог, старший преподаватель ВШЭ, один из авторов комментария к роману «По ту сторону Тулы».
Кирилл Широков — композитор, импровизатор, поэт и пианист, автор музыки для театра.