События ближайших выходных
    Выставки
      Программа выходных
        Cкоро в Доме творчества
          Прочтение
          Публичная программа Дома творчества: раговоры, презентации новых книг, книжные клубы и мастерские
            Концерты
            Музыкальная программа Дома творчества
              Творческий процесс
              Мастерские, совместные проекты, школы, творческие занятия, исследования
                Резиденции
                Объявления о наборе, встречи с новыми авторами, открытые чтения и другие новости резиденций Дома творчества
                  Рекомендуем прочесть
                  Что мы читали по субботам
                  Список книжных новинок, собранных нашими экспертами
                  События Дома творчества
                  Выставки

                  Бессмертные на время



                  Выставка, посвященная даче как социокультурному феномену и семейному архиву, откроется в Коттедже номер 1, известному, как место гибели Геннадия Шпаликова. Дом находится на реконструкции, поэтому доступ будет организован в составе малых экскурсионных групп.

                  Регистрация

                  21 мая в реставрируемом коттедже в Доме творчества Переделкино при поддержке Государственного Музея истории Российской литературы им. В. И. Даля открывается выставка молодой художницы Варвары Панюшкиной, посвящённая даче как социокультурному феномену и семейному архиву. Выставка содержит в себе тотальную инсталляцию из объектов и фотографий, а также серию графических работ. Инсталляция собрана из аутентичных предметов, отражающий дачную жизнь для разных поколений, а на графических работах сюжеты строятся на основе фотографий, где происходят встречи этих поколений. Также будет выставлена книга – визуальное исследование, где художница изучила отношение к даче разных людей, более и менее известных. В этом исследовании собраны дачные истории как писателей и художников, так и обычных людей – и все они задаются схожими вопросами, хотя и времена, и места могут быть совсем разными.

                  Варвара Панюшкина: 
                  «Бессмертные на время» – строчка из стихотворения Б. Пастернака «Сосны», которой можно описать ощущение от дачной жизни для многих людей. Личные воспоминания и семейные архивы, обретая публичность, отражают переживания целой страны в лицах того или иного поколения. У каждой культуры, даже очень маленькой, есть свой «золотой век» и переживание его утраты. Для меня с раннего детства таким «золотым веком» была жизнь на даче в посёлке Колосково в Ленинградской области. Это была квинтэссенция всего, чем известны дачи: большая семья, творческие вечера, дружба с соседями, бабушкина клумба и теплица с огурцами. До моего рождения дачную писательскую нишу занимала печатная машинка Александра Житинского, а потом – ноутбук моего папы. Но чем дальше, тем больше утекало сквозь пальцы, и утрата личного рая в свою очередь родила рефлексию и ностальгию, которые год за годом побуждают меня возвращаться к этой теме.
                  Этот проект — книга и выставка — помогает мне разобраться в отношении разных поколений к феномену дачи, собирает воедино интерпретации — сегодня и сейчас. Об этом и графические работы, и инсталляция, объединившая вещи и воспоминания шести поколений моей семьи. Первое поколение — основатели, получившие дачи за заслуги перед государством — время новых надежд. Второе — поколение оттепели (юность) и застоя (зрелость), для них дача была попыткой сохранить точку неизменного. Дальше — те, кто успел вырасти до перестройки, и встречал перемены в самом расцвете сил. Следом идёт поколение смутного времени, подростки перестройки. Пятое — дети девяностых, поколение демографической ямы, для которого бабушкин огород был способом выжить. И, наконец, поколение нулевых, наблюдающее за разрушением «золотого века» и переосмысляющее утраты.
                  В этой работе я хочу сохранить хрупкие воспоминания о людях, временах и вещах. Времена меняются, люди уходят, вещи теряются; никто не может предсказать, будет ли и дальше жить старая дача или навсегда превратится в потерянный рай и канет в архив. А сам архив, как известно, бессмертен лишь до тех пор, пока кто-то готов его хранить."