Открытые лекции Юрия Сапрыкина и Николая Эппле в Доме творчества Переделкино
До 13 декабря в Доме творчества Переделкино проходит тематическая резиденция «Травма: как писать о боли», придуманная совместно с литературными мастерскими Creative Writing School. Это первая тематическая резиденция Дома творчества.
В течение десяти дней кураторы и приглашенные эксперты вместе с резидентами: писателями, драматургами, художниками, журналистами и фотографами — работают над проектами, затрагивающими основные аспекты травмы: личные, исторические, религиозные.
4 декабря в Доме творчества Переделкино можно попасть на открытые лекции журналиста и куратора резиденции Юрия Сапрыкина и приглашенного эксперта, филолога, лауреата премии «Просветитель» Николая Эппле.
4 декабря, начало в 15:30 Юрий Сапрыкин Краткая история боли
Боль — нечто универсальное, знакомое всем, и при этом абсолютно субъективное, то, что невозможно адекватно передать через слова и символы. Боль часто превращается в искусство, но искусство вряд ли способно выразить боль. При этом культура так или иначе интерпретирует боль, и эти интерпретации, возможно, влияют даже на ее физическое переживание.
Какой смысл придавали боли в разные времена и в разных культурах? Можно ли прочертить границу между болью психической и телесной? Почему отношение к боли становится вопросом политики? Как человечество в последние десятилетия пытается победить боль, и есть ли в этом что-то, кроме хорошего?
4 декабря, начало в 17:30 Николай Эппле Что такое культурная травма и как она вписывается в общий контекст работы с трудным прошлым?
Всплеск интереса к травме как социальной категории в конце XX – начале XXI века был вызван расцветом исследований коллективной памяти о трудном прошлом. Психотерапевтические метафоры стали универсальным способом описания работы по преодолению последствий диктатур — о проработке прошлого заговорили социальные философы, юристы и политологи.
В чем сходство и различие социальной (коллективной) травмы и травмы медицинской и психологической, насколько травма — это социальный и культурный конструкт и какова в этом контексте роль искусства как специфического инструмента работы с травмой?