События и новости

Клуб чтения поэзии

2024-12-22 17:00 Прочтение Программа выходных
Клуб Чтения Поэзии

Каждое воскресенье в 17:00 в библиотеке Дома творчества мы учимся понимать поэтические тексты, а главное — читать их вслух.
В воскресенье, 22 декабря, в Клубе Чтения Поэзии будем читать вслух и обсуждать стихи Владислава Ходасевича.

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886–1939) — русский поэт, литературный критик, мемуарист. Родился 16 (28) мая 1886 года в Москве в семье польского дворянина; его дед по матери перешел из иудаизма в православие, а мать была воспитана ревностной католичкой.

Не окончив Московского университета, где он учился сначала на юридическом, а затем на историко-филологическом факультетах, Владислав Ходасевич уже в юности ощутил призвание поэта. Дебютировал в 1907 году книгой стихов «Молодость», которую впоследствии считал крайне незрелой, более снисходительно оценивая второй свой сборник «Счастливый домик» (1914).

К 1906 году относится начало систематической деятельности Ходасевича-критика.

В автобиографическом фрагменте «Младенчество» (1933) Ходасевич придает особое значение тому факту, что «опоздал» к расцвету символизма, тогда как эстетика акмеизма осталась ему далекой, а футуризм был решительно неприемлем. Тем не менее раннее творчество Владислава Ходасевича позволяет говорить о том, что он прошел выучку Валерия Брюсова, который, не признавая поэтических озарений, считал, что поэтическое вдохновение должно жестко контролироваться знанием тайн ремесла, осознанным выбором и безупречным воплощением формы, ритма, рисунка стиха. Одна из главных тем Брюсова — взаимоотношения искусства и жизни, тоже построенной как художественный текст, — находит многочисленные отзвуки у Ходасевича, который, однако, решительно отвергает идею превращения реальных жизненных отношений в феномен искусства, безразличного к этическим оценкам и отвергающего суд морали.

Рано появившиеся у Владислава Ходасевича предчувствия ожидающих Россию потрясений побудили его с оптимизмом воспринять октябрьской переворот, но отрезвление пришло очень быстро. Мысли и переживания, связанные с войной и революцией, отразились в книге стихов «Путем зерна» (1920; переработанное издание, 1922), где идея умирания ради нового рождения приобретает отчетливый трагический оттенок.

В первые пореволюционные годы Владислав Ходасевич вел занятия с молодыми литераторами московского Пролеткульта, заведовал московским отделением организованного М. Горьким издательства «Всемирная литература». В начале 1921 года переехал в Петроград, получив жилье в «Доме искусств». Там он познакомился с Ниной Берберовой, его спутницей в первое эмигрантское десятилетие, начавшееся отъездом в командировку в Ригу.

В эмигрантской среде Владислав Ходасевич долгое время ощущал себя таким же чужаком, как на оставленной родине. Живя в Берлине, а затем в Сорренто, он был главной фигурой «Беседы» — журнала, задуманного Горьким как стоящее над политикой издание, которое должно восстановить единство русской культуры, расколотой отношением к революции. Прекращение работы издания, запрещенного к ввозу в СССР и закрытого из-за отсутствия средств, совпало для Ходасевича с необходимостью либо продлить, либо вернуть свой советский паспорт. В 1925-м он уезжает в Париж, сделав окончательный выбор в пользу эмиграции.

Владислав Ходасевич стал редактором литературного отдела газеты А. Ф. Керенского «Дни», печатался в «Последних новостях», а с 1927 года до конца жизни возглавлял литературный отдел газеты «Возрождение», где еженедельно публиковались его обширные материалы о современной литературе эмиграции и метрополии, а также о русской классике. Как поэт Ходасевич печатается все реже, постепенно уверившись в том, что поэзия, которая вынуждена иметь дело с современной действительностью, лишается творческой силы, тогда как оставаться вне своего времени или над ним она не в состоянии; к 1927 году — выходу итоговой книги «Собрание стихов» — Ходасевич уже покинул поэзию.

Тема «сумерков Европы», пережившей крушение цивилизации, создававшейся веками, а вслед за этим — агрессию пошлости и обезличенности, главенствует в поэзии Владислава Ходасевича эмигрантского периода. Вместе с тем его обращение к злободневным социальным мотивам, неожиданное для многих, не заглушает лирические сюжеты, соотносимые им с поэзией пушкинской плеяды. Среди таких сюжетов особенно важен тот, который сопрягается с неутоленной мечтой об органичном единстве действительности и культуры, с переживанием резкой дисгармонии мира.

За несколько недель до смерти Владислава Ходасевича вышла его книга воспоминаний «Некрополь» (1939), для которой он отредактировал и дополнил мемуарные очерки о ярких личностях Серебряного века (В. Брюсов, А. Блок, М. Горький, А. Белый, Н. Гумилев, М. Гершензон и др.). Стараясь не касаться политики, автор показал эпоху, когда «жили в неистовом напряжении, в вечном возбуждении, в обостренности, в лихорадке», и создал точный портрет этого времени.

Умер Владислав Ходасевич в Париже 14 июня 1939 года.

Ведущий - Максим Жуков - автор нескольких сборников стихотворений и лауреат многих литературных премий.

Специально для встречи мы приготовили подборку, читайте ее по ссылке.

Внимание! Эта встреча предназначена для участников старше 18 лет.

Расписание встреч Клуба чтения поэзии
29 декабря – Владимир Набоков
5 января – Игорь Северянин
12 января – Осип Мандельштам
19 января – Николай Заболоцкий
26 января – Николай Рубцов