Программа:
Клод Дебюсси «Отражения в воде»
Ольга Раева «Парусник»
Франц Шуберт: 3 песни на стихи Генриха Гейне
(Атлас, Рыбачка, У моря)
Морис Равель «Лодка в океане»
Джордж Крам «Голос Кита»
Исполняют:
Владимир Красин, баритон и солисты Contemporary Music Company:
Павел Домбровский, фортепиано
Евгений Субботин, скрипка
Марина Рубинштейн, флейта
Илья Рубинштейн, виолончель
Купить билет
Подробнее о программе:
Клод Дебюсси «Отражения в воде»
В «Отражениях в воде» много тонкой поэзии. Тихие всплески, журчание водяных струй, колокольные отзвуки. Этот лирический пейзаж – один из самых изящных у Дебюсси. Композитор с привычным мастерством сопоставляет и сменяет гармонические и ладовые краски (диатонику, хроматику, целотонность и т.д.). Любопытно примечание Дебюсси на рукописи первой версии «Образов»:
«Эти пьесы очень опасались бы «блестяще освещенных салонов», где обычно собираются люди, не любящие Музыку. Это скорее «Беседы» между фортепиано и самим собой».
Ольга Раева «Парусник»
«Парусник» был написан композитором Ольгой Раевой в рамках конкурса «Лекции по русской литературе», который Дом творчества проводил совместно с Союзом композиторов в 2020 году. Ольга Раева выбрала произведения Валентина Катаева как основу для своей работы. Один из главных образов писателя – море – нашел отображение в небольшой пьесе Le voilier для скрипки, виолончели и фортепиано. Здесь шум волн и одинокого парусника написаны как звуковая картина, или, даже как сон в нотах.
Франц Шуберт: 3 песни на стихи Генриха Гейне
«В его песнях поэзия звучит, а музыка разговаривает», – так современники высказывались о камерно-вокальном творчестве выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта. Песни на стихи Генриха Гейне были написаны в последний год жизни композитора. После смерти композитора его друзья объединили песни в сборник, которому дали символическое название «Лебединая песня».
«Атлас», Der Atlas (Г. Гейне). Герой хочет быть счастливым, но как мифологический герой Атлас, обречённый держать небесный свод, он несёт в своём сердце скорбь, которой бы хватило на весь мир.
«Рыбачка», Das Fischermädchen (Г. Гейне) Юноша очарованный прекрасной рыбачкой, просит её о романтической встрече. Он рассказывает девушке о своём сердце, которое такое же большое как море.
«У моря», Am Meer (Г. Гейне). Молодой человек рассказывает о том, как он у моря встретился со своей возлюбленной. Девушка очень грустила и плакала. С тех пор молодой человек постоянно тоскует, как будто она отравила его своими слезами.
Морис Равель «Лодка в океане»
«Лодка в океане» — третья пьеса из цикла «Отражения», где Равель обращается к звукописи водной стихии.
Джордж Крам «Голос Кита»
Знаменитый опус «Vox balanae» («Голос кита») для исполнителей в масках: флейты, виолончели и фортепиано Джорджа Крама — выдающееся произведение, которое является признанным музыкальном шедевром второй половины ХХ века.
Крам cоздавал «Голос кита» под впечатлением от записи вокализации горбатых китов, которые он слышал за несколько лет до этого. В «Голосе кита» нет подлинных звуков, издаваемых самими горбатыми китами. Однако Краму удалось создать не только антологию фантастических звучностей, в которых те, кто хоть раз слышал «песни» китов в записи, без труда распознают их, но и целостное глубокое художественное произведение, смысл которого намного сложнее и объемнее, чем простая имитация природных звуков.
Важный смысл имеет антураж исполнения. По замыслу композитора на лица музыкантов должны быть надеты черные полумаски, позволяющие уменьшить персонификацию исполнителей. Такое намеренное обезличивание в прямом и переносном смысле символизирует природу, где нет человека. Сцена, по возможности, должна быть оформлена темно-синей подсветкой. Крам полагает, что это должно создавать ощущение «подводности».
По структуре произведение состоит из трех частей. Это пролог «Вокализ (на начало времен)», ряд вариаций «Вариации на морское время», озаглавленных названиями геологических эр («Археозой», «Протерозой», «Палеозой», «Мезозой», «Кайнозой»), и эпилог «Ноктюрн моря (на конец времен)».
«Вокализ», отмеченный композиторскими ремарками «дико-фантастично, гротескно» является своего рода флейтовой каденцией. В нем флейтист должен одновременно играть на инструменте и петь в него, парадоксальным образом сам себе составляя дуэт, записанный на двух строчках. В конце «Вокализа» имеется аллюзия на начальные такты симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Р.Штрауса. Этот полный пафоса мотив, явно отсылает к образу человека, а вернее – ницшеанского сверхчеловека с его претензиями на самотворение и гегемонию. В «масштабе» геологических эр и природной стихии этот помпезный образ звучит довольно иронично.
«Тема моря» («торжественно, с мягким величием») представляет собой чередование «реплик» свистящих виолончельных флажолетов и таинственных фортепианных аккордов, сыгранных пианистом на струнах в недрах рояля. Череда вариаций начинается с крика чайки в «Археозое» («вне времени, зарождаясь»). В этой вариации по-прежнему участвуют только фортепиано и виолончель, попеременно издающие звенящие бесплотные звуки, повисающие в тишине. Вариация «Протерозой» («мрачно таинственно») обогащается звучанием флейты. В «Палеозое» («гладко, текуче») появляется «ординарное» фортепианное звучание интервалов, которое поддерживается тритонами у флейты. В следующей вариации «Мезозой» («ликуя») решительный унисон флейты и виолончели в маршевом характере поддерживается лязгающими ударными звуками препарированного фортепиано. Динамическая и смысловая кульминация цикла приходится на вариацию «Кайнозой» («драматично с чувством неизбежности судьбы»), где слышно редуцированное, не так ясно узнаваемое повторение интонаций из «Заратустры», символизирующее возникновение человека как вида именно в эту геологическую эру.
Заключительный «Ноктюрн моря» («ясно, кристально преображаясь») — обработка «Темы моря». Эта часть начинается с того, что флейтист в тишине насвистывает мелодию. На смену этому бесконечно одинокому звучанию приходит «сияющая» тональность Си мажор, поражающая своей гармоничностью и ясностью. Мерцающие звуки античных тарелочек, на которых играют попеременно флейтист и виолончелист, на фоне звучания фортепиано словно зажигающиеся звезды в вечернем небе. В конце произведения повторяется серия из десяти нот, которая постепенно замирает и растворяется в тишине. Более того, музыка должна как бы перейти за границы слышимости: композитор делает распоряжение о том, что в конце исполнители должны играть беззвучно. Как пишет композитор: «Сочиняя «Ноктюрн моря», я хотел передать «большой ритм Природы» и смысл растворения во времени».
Купить билет