В Переделкино открывается выставка памяти поэта Александра Еременко
Направо – белый лес
«Переделкино» – одно из самых известных стихотворений Александра Еременко, за которое он был неофициально признан «королем поэтов» в 80-х годах. В его память Дом творчества предложил молодым художникам перечитать стихотворение «Переделкино» и вернуть его в переделкинский пейзаж. Под руководством кураторов Кати Крыловой и Насти Григорян художники создали мемориальную выставку природных интеграций в парке Дома творчества.
Кураторы выставки Катя Крылова и Настя Григорян:
«Направо — белый лес» — мемориальное событие странного формата. Подобно экологичному погребению — в обход металлических оград и тряпочных цветов — выставка природных интеграций как способ памятования превратила поэтическое тело Александра Еременко в питательную среду для нового искусства. Предложив художникам создать объекты, вдохновленные стихотворением «Переделкино», мы получили визуально деликатные отклики на скрытые в нем смыслы. Эти работы похожи на ироничные строки поэта: воспринимая их вне контекста места и его истории, мы рискуем обмануться их простотой. Развиваясь в русле вольного творчества — неподконтрольного владельцу тела, не призванного говорить о покойном только хорошее — эта выставка превратилась в неформальный мемориальный эксперимент, который подверг переделке все компоненты стандартных памятных событий.
Александр Ерёменко – один из самых известных представителей неофициальной поэзии позднего СССР. Вместе с поэтами Алексеем Парщиковым и Иваном Ждановым в 1980-е входил в неформальную литературную группу, которую критики называли «метаметафористами».
Его первая книга «Добавление к сопромату» вышла в библиотечке журнала «Огонёк» тиражом 150 тысяч экземпляров. В 2002 году был удостоен премии имени Бориса Пастернака. Последние годы редко публиковался и почти не писал новых стихов. Наиболее полное собрание его сочинений вышло в издательстве книжного магазина «Фаланстер» в 2013 году под названием «Матрос котёнка не обидит».
Критик, поэт Константин Комаров: «Это поэзия термоядерной голосовой и интонационной силы, работа на износ, где сложность и многослойность стиховой ткани — не помеха пушкинской легкости выдоха».
Руководитель Дома творчества Переделкино Дарья Белова:
Пейзаж Переделкина на первый взгляд не представляет собой ничего особенного: типичный для Подмосковья сосновый бор, дорога к станции, пригорок кладбища, лабиринт дачных заборов. Однако именно этому незатейливому пейзажу посвящена выдающаяся поэзия.
Здесь вновь, после долгого перерыва, начал писать стихи Борис Пастернак: и природа Переделкина теперь неотделима от его строк. Тропами Пастернака можно гулять, узнавая станцию, мостик, ручей, и «небо над кладбищем, полное звезд». А затем услышать другие голоса: Николая Заболоцкого, Беллы Ахмадулиной, Инны Лиснянской, Геннадия Шпаликова. Стихи прорастают травой и склоняются над погостом, как «скопища душ». Это и есть настоящая жизнь Переделкина – жизнь вечная. И в этой жизни уже совсем неважно, у кого здесь была писательская Дача, а у кого – нет. Литературные генералы остались только именами улиц, а неофициальный «король поэтов» поселился в памяти Переделкина навсегда.
Александр Еременко Переделкино не любил. И тем не менее написал одно из самых значимых для писательского городка стихотворений. В двенадцати четверостишиях – такая концентрация образов, имён и интерссылок, что по нему можно рассказать не только историю Переделкина, но и историю литературы ХХ века. Перекрещивая творческие методы русского постмодернизма, концептуализма, метареализма, «иронической поэзии» и соц-арта, Еременко играет со стихотворными цитатами переделкинского пейзажа и – становится неотделим от него.
Выставка в парке Дома творчества Переделкино откроется 6 августа.
Художники, принявшие участие в создании выставки «Направо — белый лес»:
Алина Бровина
Юлия Вергазова
Наталья Зинцова
Антон Крафтский
Анна Мохова
Маяна Насыбуллова
Дарья Неретина
Александра Нестеркина
Александр Повзнер
Алиса Смородина
Марго Трушина
Светлана Шиланкова
Для выставки художник Катя Баринова создала специальный зин-путеводитель по объектам.
Дом Творчества Переделкино
Переделкино известно каждому культурному человеку как уникальное творческое место, на территории которого действуют дома-музеи Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко. Одной из достопримечательностей Переделкина был когда-то и Дом творчества писателей. В советские времена принадлежавший Литфонду СССР, он с 1990-х годов постепенно пришел в упадок. Обветшавшее здание главного корпуса использовалось как общежитие, а некогда знаменитый клуб с кинозалом, библиотекой и столовой стал рестораном средней руки, а потом и вовсе закрылся. Сегодня Дом творчества делаем самый первый шаг в сторону возрождения Переделкина как живой творческой лаборатории.
В июне 2021 года здесь начали работу резиденции для литераторов, художников и музыкантов. Каждый год около 300 творческих людей получат возможность пребывания в резиденции Дома творчества.
Катя Крылова Независимый куратор, историк искусства, специализируется на искусстве перформанса и этике животных. Катя — выпускница Лондонского университета Голдсмит по направлению «Теория современного искусства», стипендиат Chevening (2018/19), аспирантка Кентерберийского университета, Новая Зеландия. Ее профессиональный опыт включает кураторскую и исследовательскую поддержку выставок современного искусства и междисциплинарных культурных проектов. Катя осуществляла запуск и курирование программы Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке (2013-2014), сотрудничала с ярмаркой «Арт-Базель», Музеем современного искусства «Гараж», Политехническим музеем, ВДНХ и другими культурными институциями. С 2017 по 2020 год работала куратором выставочных проектов в Еврейском музее и центре толерантности, с 2019 года преподает кураторские практики в Московской школе современного искусства и «Высшей школе экономики».
Настя Григорян Независимый куратор и продюсер, историк искусства, культуролог, специализируется на истории архитектуры советского модернизма. Выпускница РГГУ по направлению «Теория и история искусства», Высшей школы европейских культур по направлению «Русская культура». Работала в Государственном музее архитектуры имени Щусева, Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», занималась кураторством и продюсированием выставочных и образовательных проектов, включая выставки «Простое равенство: внутренний модернизм» (2016), «Новый пейзаж» (2018-2019), «Новый вещизм: от инструмента к скульптуре» (2019).