Новости

Тематическая резиденция Nature Writing пройдет в Доме творчества

Даты проведения: 23-30 сентября
Количество участников: 10 человек
Дедлайн подачи заявки: 20 августа

К участию в резиденции приглашаются авторы, переводчики, художники, издатели, редакторы и журналисты, в творчестве и работах которых природа занимает важное место. Резиденция носит и практический, и исследовательский характер. Ее задача — определить границы письма о природе в современной русской литературе, нащупать его особенности в динамике, выделить имена, работающие на этом поле.

В работе резиденции примут участие
  • переводчик Ирина Алексеева, 
  • писатель, ректор Литературного института Алексей Варламов,
  • главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин,
  • журналист Юрий Сапрыкин,
  • издатель и переводчик Александр Филиппов-Чехов.

Книги о природе, природа в книге — всегда были важной составляющей русской литературной традиции, от ее зарождения (как бы мы ни определяли этот период), в эпоху классицизма, романтизма, весь XIX век и век XX. Природа была не только фоном разворачивающихся в романе, повести, рассказе, стихотворении событий, но и самостоятельной темой, персонажем, отражая или противореча внутреннему состоянию героев, будучи их убежищем и конфидентом, не теряя при этом субъектности. 

Традиция описания природы в русской литературе неисчерпаема и крайне разнообразна, к ней можно отнести и сказки для детей Бианки, и глубокие, противоречивые и трагические дневники Пришвина, и советскую литературу о столкновении природы с человеком. Что представляет собой эта традиция сегодня?

В современной западной литературе задачи и характеристики nature writing определены куда более четко и понятно. На русском языке регулярно выходят переводы лучших образцов жанра. Но понятны ли эти тексты русскому читателю? Какую реакцию вызывают? Близки ли они традициям русского письма о природе?

В ходе резиденции будет обсуждаться литература разных направлений, написанная для детей и взрослых, изданная в XIX и XXI веке, научно-популярная и художественная, современная экологическая, связанная с новыми отношениями природы и человека. Мы назовем несколько книг, на которые смотрим, готовясь к резиденции. А ее итогом в том числе станет полноценный список “природной” литературы.

1. Василий Авченко. Кристалл в прозрачной оправе (АСТ, 2015)
2. Виктор Астафьев. Царь-рыба (Современник, 1976)
3. Джон Берджер. Зачем смотреть на животных (Ad Marginem, 2017)
4. Виталий Бианки. Лесная газета на каждый день (1928)
5. Андрей Вульф. Открытие природы: Путешествия Александра фон Гумбольта (КоЛибри, 2021)
6. Кеннет Грэм. Ветер в ивах (Малыш, 2016)
7. Люси Кук. Неожиданная правда о животных: Муравей-тунеядец, влюбленный бегемот, феминистка гиена и другие дикие истории из дикой природы (КоЛибри, 2021)
8. Лонг Литт Вун. Путь через лес. О грибах и скорби (Ad Marginem, 2021)
9. Герман Мелвилл. Моби Дик
10. Михаил Пришвин. Дневники (Правда, 1990)
11. Роберт Пуцек. Семнадцать животных (ИД Ивана Лимбаха, 2018)
12. Патрик Свенссон. Сага об угре (Манн, Иванов и Фербер, 2020)
13. Эрнест Сетон-Томпсон. Жизнь и повадки диких зверей (Знание, 1984)
14. Михаил Тарковский. Замороженное время (Андреевский флаг, 2003)
15. Генри Торо. Уолден, или Жизнь в лесу (Издательство Академии наук СССР, 1962)
16. Ольга Филатова. Облачно, возможны косатки (Альпина нон-фикшн, 2022)
17. Магнус Флорин. Сад (ИД Ивана Лимбаха, 2005)
18. Джонатан Франзен. Конец конца земли. – М.: Corpus, 2019.
19. Бернд Хайнрих. Лето. Секреты выживания растений и животных в сезон изобилии (КоЛибри, 2021)
20. Марк Хамер. Тайна кротовой норы (Бомбора, 2020)
Made on
Tilda