События и новости

«Энергия негативного: литературная критика и философия»

Прочтение Планы на будущее
Дом творчества Переделкино проводит большой цикл лекций, посвященный истории литературной критики. На протяжении 18 встреч мы проследим, как сформировался этот жанр и как он изменялся во времени.

Начнем с Античности и доведем повествование до наших дней. Мы осознанно уделим особое внимание критике в России: сейчас посмотреть на ее развитие и место в литературе важно. Тем более что за последние два века отечественная литературная критика пережила столько поворотов, что трудно объединять под одним жанром совершенно разных авторов, именующих себя критиками.

Сейчас значение критики как самостоятельного литературного жанра недооценено. Многие считают, что это вспомогательная область книжной индустрии, влияющая на продажи и рассказы о новинках. Так ли это? Почему жанр, который совсем недавно помещал литератора на постамент или безжалостно сбрасывал с него, утратил свою силу? И утратил ли? Мы хотим разобраться с этими вопросами вместе с посетителями и гостями Дома творчества.

Лекции будут полезны не только специалистам, но и в первую очередь читателям, интересующимся историей литературы, литераторам и любящим словесность.

Цикл составлен при поддержке сайта о книгах и чтении «Горький».

9 ноября, 15:00

«Энергия негативного: литературная критика и философия»

В наше время слово «критика» употребляется довольно часто, однако границы понятия размыты: критикой называют и обзоры, и различного рода рекомендации. Тем не менее в философском смысле это весьма определенное понятие.

Может ли критика вернуться к исходному значению? Когда литературная критика лишилась своей остроты? Можно ли и нужно ее возвращать? Поиск ответов на эти вопросы, возможно, задача всего нашего цикла.

Издатель, публицист и философ Александр Иванов поделится размышлениями о научном значении понятия и расскажет, как можно использовать научный аппарат для критики литературы.

Зарегистрироваться:
Прошедшие лекции:

Первая лекция цикла: «Рождение литературной критики из духа нормативной поэтики. Критика от Аристотеля до Фридриха Шлегеля».
В ней доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежной литературы Московского государственного университета Наталья Тиграновна Пахсарьян рассказала о зарождении критики в Античности, ее развитии в Средневековье, Ренессансе и в Новом времени, о расхождении литературной критики и литературоведения как научной дисциплины. Особое внимание уделено именно становлению критики как особого литературного жанра.

Вторая лекция цикла: «Становление западной критики в XIX — начале XX века».
В этой лекции Натальи Тиграновны Пахсарьян мы узнаём, как в критике появляются разные школы и направления, как литераторы выстраивают свое творчество исходя из принадлежности к тому или иному течению. В период, о котором будет говориться, критик становится организатором литературного процесса, определяет направление развития литературы.

Третья лекция цикла: «Русская критика на границе XVIII и XIX веков».
Формально можно искать зачатки критики и в «Слове о законе и благодати» и в переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Но критика в современном значении началась в XVIII веке, а в XIX веке в пушкинском журнале «Современник» уже совпадала с общемировым подходом.

За сто с небольшим лет сформировался не только русский литературный язык, но и основные литературные институты. Возможно, именно это время и является осевым для российской культуры. Недаром пушкинское время и считается «Золотым веком».

Именно об этом периоде и расскажет Дмитрий Павлович Ивинский — выдающийся исследователь русской литературы первой половины XIX века, профессор, доктор наук. Его работа о творческих отношениях Пушкина и Мицкевича вышла за границы обсуждения специалистов и вызвала интерес в обществе.

Четвертая лекция цикла: «Середина XIX века — время расцвета критики в России». Литературные журналы становятся фактически учредителями литературного процесса, а критик формирует направление развития мысли в стране. Он теперь и литературовед, и философ, и мыслитель. Критик и цензор сталкиваются в ожесточенном идейном бою. Критика становится политической, любое общественно значимое высказывание маскируется под литературоведческое. От неистовой критики не мог уберечься ни один, даже самый большой классик. Пожалуй, не было времени в истории литературы, когда вес критика был так значим. Об этом периоде расскажет Светлана Волошина — доцент РАНХиГС, автор книги «Власть и журналистика. Николай I, Андрей Краевский и другие», специалист в области литературной критики и цензуры середины XIX века.

Пятая лекция цикла: «Радикальная критика второй половины ХIХ века: Писарев, Чернышевский, Добролюбов».
Критиков-радикалов второй половины XIX века волновали в первую очередь не сугубо литературные, но общественно-политические проблемы, однако их взгляды влияют на наши представления о русской литературе до сих пор. В этой лекции доктор филологических наук Алексей Вдовин рассказывает о том, почему Писарева, Добролюбова, Чернышевского и некоторых других критиков второй половины XIX века называют радикалами, о том, чего они добивались от литературы, и какую влиятельную традицию породили.

Шестая лекция цикла: «Кризис символистской критики: российская литературная критика от 1890 до 1917 года».
В конце XIX — начале ХХ века литературная критика в России приобрела новые свойства. Кроме социальной критики развивались и другие направления. Многоцветье дало удивительные результаты. Иногда направления пересекались, а иногда расходились кардинально. Это разнообразие было сметено 1917 годом, но его отблески повлияли на развитие критики и в СССР, и в эмиграции, и по сей день.
Лекция кандидата филологических наук, старшего преподавателя НИУ ВШЭ Дарьи Луговской.

Седьмая лекция цикла: «Литературная критика первой волны русской эмиграции».
В начале XX века литературная критика существовала очень по-разному. Одна ее часть развивалась в России, другая в эмиграции, в эмигрантских центрах: в Белграде, Париже, Лондоне, Берлине.

И это необыкновенно интересное сочетание, потому что критиками были совершенно разные люди и добились совершенно разного. Прочтет лекцию известный историк литературы, сценарист Иван Толстой.

Восьмая лекция цикла: «Литературная критика сталинизма: от первого съезда писателей до ХХ съезда».
Во времена сталинизма критика меняется не только по тону и содержанию, но и по своей функции. В России литературная критика была всегда крайне идеологизированной, критика соцреализма не стала исключением, однако эта критика стала инструментом не культуры, а политики.
О критике сталинизма расскажет Евгений Александрович Добренко, выдающийся исследователь соцреализма, профессор университета Венеции.

Девятая лекция цикла: «Как критика стала травлей?».
После революционного 1917 года интеллектуальная и творческая жизнь изменились. И в литературной критике произошел переворот: наряду со старой критикой появилась новая, которая утверждала, что говорит от лица пролетария, рабочего, лишенного голоса при «старом режиме», или даже критика собственно пролетариев. За 17 лет были сформулированы идеи и высказаны суждения, которые повлияли на весь ХХ век. Поэты, художники, образованные и вовсе не образованные читатели, университетские старорежимные профессора и политики высказывались о современной литературе. Ленин и Троцкий, первые лица в партии большевиков, считали важным говорить и писать о книгах.

Ян Левченко, филолог, культуролог, профессор НИУ ВШЭ, расскажет об основных направлениях, идеях, теориях и практиках литературной критики послереволюционной России.

Десятая лекция цикла: «Критика оттепели».
После 1953 года вся жизнь СССР изменилась совершенно! Конечно, и литература изменилась, но еще раньше заявила о себе новая литературная критика. 20 июля о критике оттепели расскажет Сергей Иванович Чупринин – главный редактор журнала «Знамя», свидетель и хроникер этого важнейшего периода в истории России.

Одиннадцатая лекция цикла: «Советская литературная критика от 1968 до 1985. Трудный язык времени».
70-е и 80-е (до 1985 года) современники застоем не называли. Это было тяжелое и не самое свободное время в истории нашей страны, но литературная критика не замерла. После интеллектуального подъема оттепели были установлены цензурные рамки, но даже в среде этих искусственных ограничений происходили ожесточенные дискуссии. Писатели писали книги, критики оценивали и обсуждали их. В это время был заложен фундамент особого языка говорения о литературе.

Новую лекцию из цикла «История литературной критики» прочтет Сергей Иванович Чупринин – главный редактор журнала «Знамя», литературовед, литературный критик, свидетель и хронист советского/российского литературного процесса.

Двенадцатая лекция цикла: «Демон теории» и культурные войны: зарубежное литературоведение последней трети ХХ века.
Всем известно, что литературная критика представляет собой настоящее поле боя, где сталкиваются противоположные интересы, разные мнения, вкусы и ценности. Однако еще довольно устойчив миф о том, что литературоведение витает в эмпиреях, а в академических кущах царят идиллический мир, спокойствие, благожелательность и толерантность. На самом деле непрерывный и непримиримый спор – «агон» – не только был условием появления на свет науки о литературе, но и оказался ее modus vivendi. В лекции мы поговорим о «демоне литературной теории» – или, вернее, о разных ее демонах, о культурных войнах на Западе в течение последних пяти десятилетий, за которыми стояли как идеализм, так и прагматика, как столкновения концептов, так и конфликты интересов. Лекцию проведет Ольга Юрьевна Панова – доктор филологических наук, профессор Московского университета, специалист по зарубежной литературе, литературоведению и критике.

Тринадцатая лекция цикла: «Особый путь России — национальная идея в литературной критике позднего СССР»
Из лекции Сергея Ивановича Чупринина мы узнали, как оттепель повлияла на все советское общество. После ХХ съезда некоторые послабления, конечно, затронули и литературную критику. Причем критика, как и в 70-х годах XIX века, приняла на себя одежды идеологические. Справедливо это не только для прогрессистов-шестидесятников, но и для сталинистов, и для националистов.

Историк Сергей Сергеев расскажет, как была структурирована и насколько была разобщена консервативная литературная критика, какие задачи перед собой ставили критики из этого лагеря и как они взаимодействовали с другими акторами литературного процесса.

Четырнадцатая лекция цикла: «Спорное поколение: русская эмиграция второй волны»
Про критику русской эмиграции в военный и послевоенный период мы знаем совсем немного. Да нас доносятся какие-то отголоски, как, например, полемика с Шаламовым, однако она была. Развивалась совершенно независимо, влияла на литературный процесс в СССР. Фактически была создана система оценки литературы с собственной идеологической и эстетической борьбой, журналами, авторитетами. Как по разные стороны границы смотрели на литературу? Какие темы были общие, а какие уникальны?

Литературовед, исследователь русской эмиграции Иван Толстой, прочтет свою вторую лекцию из цикла «История литературной критики» о послевоенной критике русского зарубежья.

Пятнадцатая лекция цикла: «Критика Перестройки и 90-х»
В сознании современного читателя история (и критики в том числе) развивается скачками. Революция, Великая Отечественная Война, оттепель, перестройка. Все совершенно верно, но редко бывает так, что утром одного дня все меняется! Обычно старое еще живо, но уже зарождается новое, постепенно набирает силу и вот нам наблюдателям с большой временной дистанции кажется, что все изменилось в одночасье. Так ли это?

Литературовед, писатель, критик, житель городка писателей Переделкино Наталья Борисовна Иванова расскажет нам о литературной критике, возможно одного из самых турбулентных периодов истории России, второй половины 80-х и 90-х годов. Времени, когда появлялись новые имена и целые критические институции. Времени, когда опять как и в 60-е годы XIX века, в 20-е прошлого, в оттепель, литературная критика пересматривала и формировала весь интеллектуальный ландшафт страны.

Записи лекций можно посмотреть по ссылке

Наши лекторы — литературоведы, филологи, историки, журналисты и, конечно, критики. Мы обращаемся к специалистам, которые досконально знают и чествуют предмет и период, о котором мы просим рассказать. Среди них:

Наталья Тиграновна Пахсарьян — доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежной литературы Московского государственного университета.

Светлана Волошина — литературовед, кандидат филологических наук.

Сергей Иванович Чупринин – Главный редактор журнала «Знамя», литературовед, литературный критик.

Наталья Борисовна Иванова — Заместитель главного редактора журнала «Знамя», литературовед, критик.

Дмитрий Павлович Ивинский — доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Московского государственного университета.

Ольга Юрьевна Панова – доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета.

Евгений Александрович Добренко – филолог, историк, профессор Венецианского университета.

Алексей Вдовин — доктор филологических наук, старший научный сотрудник факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Сергей Сергеев — публицист, историк.

Дарья Луговская — кандидат филологических наук, старший преподаватель НИУ ВШЭ.

Ян Левченко — филолог, культуролог, профессор НИУ ВШЭ.

Иван Толстой — филолог, историк литературы, сценарист.

Константин Мильчин — критик, публицист, журналист.

И другие авторы.
Made on
Tilda