Солисты OpensoundOrchestra исполнят произведения композиторов Гии Канчели, Павла Карманова, Филиппа Гласса, Настасьи Хрущевой, Владимира Мартынова, Брайса Десснера.
При кажущейся простоте, искренность — одна из сложнейших и самых неуловимых категорий художественного текста. В диапазоне от кроткой «шубертовской» бесхитростности до метаироничного высказывания «в двойных кавычках», она связана с топосом детского, ностальгией, лирикой, абсурдом, дурашливостью и юродством. Музыкальная искренность — это наивная романтичность и дилетантизм, прямолинейность и откровение.
В «Company» Гласса — квартете, задуманном как музыка для постановки по новелле Сэмюэла Беккета — простая, монотонно пульсирующая ткань образует звуковые иллюзии и калейдоскопические узоры. «Струнный КваРЕтет» Павла Карманова (1997) — эталонная минималистская пьеса, накануне нового века переоткрывающая удовольствие от движения и ясных созвучий. «Chiaroscuro» («Светотень») Гии Канчели (2010) — поздняя работа легендарного грузинского мастера: получасовой звуковой ландшафт, навеянный движением солнечных пятен и колышущейся тени ветвей тополя на стене. Владимир Мартынов в «Andante Amoroso» (2018) неожиданно предстаёт увлеченным собеседником Дебюсси и Берга, решаясь, по его словам, «ощутить себя композитором в традиционном смысле». Наконец, «Пять рождественских песен» Настасьи Хрущёвой пересобирают песенку из детского мультфильма так, что простодушие оборачивается пустотой, а пустячное — пугающим, и снова пустячным.
OpensoundOrchestra
В иерархии музыкальных жанров у струнного квартета — репутация чего-то элитарного и особенного. Это совершенный инструмент композитора; он обладает звуковой мощью небольшого оркестра, маневренностью камерного состава и сольным виртуозным блеском. В отличие от других типов ансамблей, квартеты существуют как постоянные исполнительские единицы, работая, выступая и входя в историю в неизменных или редко меняющихся составах. Игра в квартете считается самым сложным и «чистым» видом музыкантской работы. Оказавшись в ансамбле, четыре случайных артиста, какими бы звездами они ни были по отдельности, не смогут сразу добиться настоящего «квартетного» звучания: монохромного по тембру и звеняще прозрачного, в котором есть что-то от органа или губной гармоники.
Именно поэтому квартетная литература связана с необычайной смысловой насыщенностью и глубиной высказывания. Начав свою историю как музыка для гостиной, украшение досуга, квартет навсегда сохранил атмосферу искренней и умной беседы, которую можно вести лишь в избранном кругу. Программа OpensoundQuartet обдумывает феномен искренности, её возможность и разные воплощения в музыке последних десятилетий: от ставшего уже классикой опуса Филипа Гласса, созданного в начале 1980-х, до новейших работ российских авторов.
Программа:
Гия Канчели. Chiaroscuro, версия для струнного квартета Настасья Хрущева. 5 рождественских песен для квартета Павел Карманов. кваРЕтет Филип Гласс. Струнный квартет № 2 “Company” Владимир Мартынов. Andante amoroso Брайс Десснер. Aheym
Солисты OpensoundOrchestra
Станислав Малышев, скрипка Инна Зильберман, скрипка Андрей Усов, альт Ольга Калинова, виолончель